Исследование состояния организации материальных потоков в производственно-сбытовых системах направлено на изучение её внутреннего состояния, выявление проблем функционирования и идентификацию обусловивших их внешних и внутренних причин. Полученные в ходе исследования результаты позволят четко определить сферы и направления дальнейшего исследования и конкретные пути совершенствования организации материальных потоков. В соответствии с указанными целями процесс исследования состояния организации материальных потоков включает реализацию комплекса мероприятий по формированию информационной базы, комплекса показателей, непосредственному расчету частных и обобщающих показателей, формулированию путей совершенствования. Все указанные работы целесообразно проводить в три этапа: подготовительный, аналитический, рекомендательный. Этапы исследования и их содержание представлены в виде схемы (рисунок 1).
В основе проводимого исследования лежат следующие предположения, во-первых, что количественные и качественные показатели, характеризующие результат деятельности по организации материальных потоков, имеют различную природу, во-вторых, они взаимосвязаны друг с другом и взаимообусловлены. Анализ количественных показателей проводится путём сравнения с нормативными значениями либо с общеотраслевыми значениями, а анализ качественных показателей – путем проведения экспертного опроса.
Само исследование должно отвечать следующим требованиям: объективность, точность и однозначность полученных результатов, то есть правильность оценки состояния изучаемого объекта должна обосновываться системой критериев, способных адекватно отразить его специфику конкретного объекта с учетом влияющих на него факторов. Однозначность исследования предусматривает, что полученные в его ходе результаты позволят сделать единственно возможные выводы, не содержащие противоречий:
-
научный характер [1], предполагающий использование научных положений и разработок в процессе проведения исследования и интерпретации его результатов;
-
комплексность [1] – всестороннее изучение причинно-следственных зависимостей изучаемого объекта;
-
обеспечение системного подхода [1], когда изучение объекта осуществляется с учетом всех внутренних и внешних связей, взаимозависимости и соподчиненности его отдельных элементов;
-
систематический характер проведения;
-
эффективность [1], то есть затраты на проведение исследования должны давать многократный эффект;
-
применимость результатов, то есть использование полученных значений промежуточных и итоговых показателей для исследования других объектов и процессов;
-
осуществимость – возможность получения и правильной интерпретации необходимой информации, наличие обученного персонала и вспомогательных вычислительных средств;
-
аутентичность [1], то есть использование в процессе исследования первичной, достоверной, проверенной информации любого вида и любой формы представления.
Проведение исследования начинается с подготовительного этапа, направленного на осознание проблемы, определение целей и постановку задач, выбор объекта исследования и формирование общего представления о нем, решениеорганизационных вопросов, относящихся к проведению исследования. Завершением подготовительного этапа является утверждение программы проведения исследования с указанием исполнителей, их функциональных обязанностей и сроков выполнения работ. После этого начинается непосредственное исследование организации материальных потоков, проводящееся в несколько подэтапов.
На первом подэтапе исследователями формируется система показателей, характеризующих состояние организации материальных потоков, а также поиск источников получения данных для их расчета (для количественных показателей) и экспертной оценки (для качественных показателей). Предполагается, что наиболее полная информация о состоянии организации материальных потоков будет получена путем исследования каждой стадии товародвижения и процессов складирования и транспортировки. Каждый из указанных процессов необходимо оценить с помощью показателей четырех групп: трудовые, экономические, организационные показатели и показатели качества и надежности. Примерный перечень частных показателей оценки состояния организации материальных потоков приведен в виде матрицы (таблица 1). Далее следует поиск первичной информации, её сбор, обобщение и интерпретация для того, чтобы было возможно рассчитать и оценить перечисленные показатели по стандартным формулам.
Таблица 1 – Матрица показателей оценки организации материальных потоков
Группы показателей |
||||
Стадия товародвижения |
Трудовые |
Экономические |
Организационные |
Качества |
Снабжение
|
Число работников |
Длительность осуществления операции |
Автоматизация и механизация функций |
Надежность подсистемы |
Текучесть персонала |
Затраты на осуществление операции |
Показатели производственного процесса |
Своевременность выполнения функции |
|
Профессионально - квалификационная структура |
Соотношение фактических затрат с плановыми (нормативными) |
Время подготовки к осуществлению функции |
Темп положительного отклика |
|
Загрузка работников |
Рентабельность |
Коэффициент гибкости и адаптивности |
Уровень брака |
|
Качество труда персонала |
Выработка |
|
Количество рекламаций |
|
|
|
|
Потеря потребителей |
|
Производство |
Аналогичны предыдущей подсистеме |
|||
Сбыт |
Аналогичны предыдущей подсистеме |
|||
Транспортировка |
Аналогичны предыдущей подсистеме |
|||
Складирование |
Аналогичны предыдущей подсистеме |
Следующей процедурой исследования состояния организации материальных потоков является расчет обобщающих показателей по каждой стадии товародвижения и / или по каждой группе показателей. По его результатам выявляются сильные и слабые сторон организации материальных потоков, производится поиск резервов и «проблемных участков», т.е. подсистем с неудовлетворительными показателями работы, требующие мероприятий по совершенствованию. На этом аналитический этап завершается.
Завершительной стадией исследования является разработка мероприятий по устранению недостатков и использованию резервов.
В матрице показателей для наглядности показатели, соответствующие норме, отклоняющиеся в положительную сторону и отклоняющиеся в отрицательную сторону можно в матрице закрасить разными цветами. Это позволит легче визуально выявить ту подсистему, в которой, например, наибольшее количество проблем. Далее на основе выявленных недостатков строится карта потерь [2, 3], позволяющая выявить наиболее значимые причины неудовлетворительной работы по организации материальных потоков. Автором предлагается карта симптомов и причин неудовлетворительного состояния организации материальных потоков на промышленных предприятиях, содержащая 6 блоков, каждый из которых соответствует определенной стадии товародвижения, а также складированию и транспортировке. В каждом из блоков выделено по 9 симптомов и причин потерь (см. табл. 2).
Таблица 2 – Карта симптомов и причин неудовлетворительного состояния организации материальных потоков
1. Организация материально-технического снабжения |
2. Организация материальных потоков в производстве |
1. Несвоевременная работа по заключению контрактов на поставку ресурсов 2. Ошибочное определение (завышение или занижение) объема требуемых ресурсов 3. Выбор нерациональной для предприятия формы снабжения 4. Нерациональная структура службы материально-технического обеспечения и / или отсутствие в ней соответствующих специалистов 5. Недостаточный контроль за реализацией плановзакупок и уровнем запасов [2] 6. Поставка ресурсов ненадлежащего качестваи комплектности 7. Недостаточное нормативно-правовое регулирование процессов заключения договоров, закупки, доставки ресурсов 8. Недостаточная координация |
1. Нерациональные формы и методы реализации материальных потоков в производстве [2] 2. Отсутствие должного контроля за сроками выполнения заказов 3. Неритмичная и несогласованная работа подразделения 4. Низкая гибкость и маневренность действий 5. Несоответствие оперативного управления характеристикам производства 6. Низкая мотивация работников 7. Отсутствие нормативной базы планирования хода и сроков работ [2] 8. Несинхронность отдельных стадий и фаз производственного процесса [2] 9. Низкая надежность плановых расчетов |
деятельности производственных подразделений, служб планирования и материально-технического обеспечения [2] 9. Отсутствие средств автоматизации работ специалистов службы МТС |
|
3. Организация сбыта |
4. Организация складского хозяйства и складирования |
1. Просчеты в определении величины спроса 2. Выбор нерациональных способов доставки продукции 3. Недостаточная оценка возможных изменений спроса 4. Отсутствие резерва готовой продукции 5. Недостаточные контакты и связи предприятия с потребителями [2] 6. Отсутствие подготовленных специалистов-маркетологов 7. Нерациональное расположение конечных потребителей и промежуточных складов хранения готовой продукции 8. Несоответствие транспортных средств объёмам поставки 9. Отсутствие обеспечения надежности поставок
|
1. Нерациональное расположение складских помещений 2. Наличие сверхнормативных запасов и незавершенного производства [2] 3. Неудовлетворительное использование складских площадей [3] 4. Низкий уровень механизации и автоматизации складских операций 5. Наличие на складах сверхнормативных запасов и незавершенного производства [2] 6. Завышенные расходы на содержание излишних помещений и хранение излишних запасов 7. Ухудшение качества ресурсов при складировании в результате ненадлежащих условий хранения 8. Нерациональные способы хранения запасов на складах 9. Дополнительные затраты труда, брак вследствие ненадлежащего учета материалов и низкого контроля за ними [3] |
5. Организация транспортного обслуживания |
6. Организация службы управления материальнымипотоками |
1. Недостаточная сохранность транспортных средств [3] 2. Нерациональные маршруты 3. Несвоевременный ремонт средств транспортировки 4. Неэффективные транспортные операции [3] 5. Холостые пробеги транспорта [3] 6. Несогласованность планов и графиков доставки продукции потребителям [2] 7. Ухудшение качества продукции в результате транспортировки [3] 8. Дополнительные затраты на проведение погрузочно-разгрузочных работ в виде их низкой механизации 9. Низкий контроль за соблюдением водителями установленных маршрутов
|
1. Отсутствие или недостаток квалифицированного персонала 2. Отсутствие единой службы, отвечающей за организацию материальных потоков 3. Нерациональные информационные потоки данной службы 4. Отсутствие или недостаток информации для принятия решений в процессе выполнения работ 5. Отсутствие или недостаток средств автоматизации работ в службе по организации материальных потоков 6. Отсутствие четких критериев и показателей оценки работы отдельных подразделений [2] 7. Отсутствие методической базы 8. Структурная отдаленность службы от смежных подразделений (маркетинговый отдел, ПЭО, финансовый отдел) 9. Недостаточная мотивация сотрудников службы |
Другие материалы из раздела Логистика