EKportal.ru // СТАТЬИ // Управление качеством // Изменение системы качества на основе процессного подходаКонтактыКарта сайтаВход
EKportal.ru
EKportal.ru - Информационный сайт по экономике
ЭКОНОМИКА
Изменение системы качества на основе процессного подхода

Автор: EKP stat
Дата: 2012-12-08 16:17
Стратегия управления вырабатываемая посредством обеспечения качества процессов даёт возможность человеку составить бизнес – политику и приспособить к ней организационную структуру предприятия. Это касается всех областей деятельности, начиная от маркетинговых исследований рынка, снабжения, производства, кадровой службы, финансового обеспечения и заканчивая поставкой продукции потребителю. Предлагаемая модель управления качеством, построенная на основе использования процессного подхода представлена на рисунке 1.

 
При проектировании данной системы целесообразно выделить несколько этапов.

Первый этап связан с определением стратегических целей развития, которые должны быть чётко увязаны с экономическими, коммерческими и социальными целями и имели количественное выражение.
Второй этап состоит в оценке состояния менеджмента качества на предприятии. В зависимости от характера полученных результатов возможны три направления совершенствования, приведённые в таблице 1.

Таблица 1 – Направления совершенствования менеджмента качества в рамках процессного подхода.

Направления совершенствования

Характеристика работ, действий

Совершенствование организации работ, предусмотренных элементами системы качества.

Разработка и анализ исполнения текущих и перспективных планов, разработанных по результатам внутреннего и внешнего аудитов. Анализ требований к качеству, безопасности, надежности и биологичности.

Цель – поддержание системы качества в заданном режиме функционирования для обеспечения стабильного положения предприятия в краткосрочном периоде.

Дополнение системы качества новыми элементами, отвечающими изменениям в единой политике развития предприятия.

Новые элементы разрабатываются в соответствии с изменением целей, требований потребностей, финансового положения предприятия.

Цель – предприятие должно быть заинтересовано в расширении сферы работ по увеличению гарантии качества потребителю и роста доходов.

Разработка концепции всеобщего менеджмента качества, ориентированного на постоянном улучшении качества, минимизацию затрат и увеличение доходов.

Использование всего потенциала производства с целью полного удовлетворения требований и запросов всех партнеров по бизнесу.

Предполагает подробный анализ деятельности кредита и выработку перспектив развития.


И, наконец, третий этап связан с детальной проработкой выбранных направлений совершенствования и составлении программы конкретных действий в соответствии с целями, задачами данного этапа развития предприятия.

Любые организационные решения должны происходить с учетом определенных принципов. В данном случае необходимо выделить несколько основополагающих принципов практирования системы, ориентирующих на установление взаимосвязей с положением стандарта ИСО 9000: 2000.
МС ИСО серии 9000: 2000 предполагает организациям строить системы менеджмента качества на основе восьми принципов: ориентация на потребителя; лидерство руководителя; вовлечение работников; процессное управление; системный подход к менеджменту; постоянное улучшение; принятие решений на основе факторов; взаимовыгодные отношения с поставщиками. Универсальность восьми принципов очевидна для любой системы менеджмента. Отметим ещё одно, существенное обстоятельство МС ИСО 9001 предполагает организациям использовать методологию “ планируй, – выполняй, – проверяй, – корректируй “, известную как цикл Деминга – Шухарта. Характеристика принципов, применительно к новой системе менеджмента качества приведена в таблице 2.

Таблица 2 Принципы функционирования системы менеджмента качества процессов.

Наименование принципа

Реализация принципов стратегии проектирования

Принцип 1.

Ориентация предприятия на заказчика.

В основе управления качеством должно быть положено не, сколько учёт конкретных потребностей заказчика, сколько понимание всех возможных требований. Данная деятельность должна включать: анализ контракта, корректировку продукции и корректировку процессов. 

Принцип 2.

Ведущая роль руководства.

Высшее руководство отвечает за разработку стратегии и тактики по всем аспектам бизнес – деятельности. Руководство должно гарантировать осуществление внутренних и внешних процессов.

Принцип 3.

Вовлечение людей

Персонал должен быть квалифицирован и способен осуществить свою работу  качественно. Процесс подготовки обучения и аттестации кадров является основной составляющей системы менеджмента качества. 

Принцип 4.

Процессное управление.

Качество процессов обеспечивает качество результатов (продукции). Для обеспечения качественного выхода необходимо обеспечить качество всех процессов. Руководство должно организовать деятельность, спланированную на “ выход “, обеспечив при этом качество “ входа “. Все процессы производителя должны обеспечивать гарантию удовлетворённости потребителя.

Принцип 5.

Системный подход к управлению.

Система качества должна объединять процессы создания продукции с процессами, позволяющими проверять соответствие продукции потребностям заказчика. Система качества должна строиться с учётом конкретных особенностей предприятия и быть эффективной с точки зрения обеспечения гарантий выполнения требований заказчика.

Принцип 6.

Постоянное улучшение.

Планирование менеджмента качества процессов должно быть основано на тщательно проработанных корректирующих и предупреждающих действиях.

Принцип 7.

Подход к принятию решений, основанный на фактах.

 

Система обеспечения включает факты и данные, получаемые в ходе внутренних и внешних аудитов. При анализе особое внимание необходимо уделять данным, используемых, для повышения уровня удовлетворённости заказчика.

Принцип 8.

Взаимовыгодные взаимоотношения с поставщиками.

В ходе проектирования процессов в системе качества необходимо установить и документировать требования, которые должны соблюдать поставщики, а также спланировать действия по проведению анализа и оценке способности поставщика выполнить указанные требования. Необходимо укреплять доверие и вырабатывать совместные обязательства в отношении уровня удовлетворённости заказчика.


Как следует из выше приведённых принципов основу рассматриваемого подхода составляет качество всех процессов, которое должно быть "равно" качеству продукции. Для оценки данного показателя целесообразно использовать следующие группы критериев:

-    результативность – качество продукции должно максимально;
-    эффективность – время протекания процессов и издержки должны быть максимальны;
-    адаптивность – изменения должны внедряться также быстро, как изменяется ситуация на рынке.

Подробная характеристика данных показателей представлена в таблице 3.

Таблица 3 Содержание показателя "качество процесса".

Направление показателя

Сущность оценки

1. Результативность

Отражает степень соответствия готовой продукции проекту. Если достигнута бездефектность готовой продукции, то это означает высокую результативность производства, если потребительская ценность соответствует требованиям заказчика – высокой результативности всего предприятия. Результативность достигается: качеством продукта, пунктуальностью выполнения работ, временем исполнения заказа. 

2. Эффективность процесса

Показывает, как хорошо используются выделенные ресурсы. Оценивается соотношением выходных затрат по ресурсам, к входным затратам. При этом затраты времени и ресурсов будут минимальными. Можно оценить показателем “ производительность процесса “ тоесть, сколько человеко-часов потрачено на производство одной единицы использованного ресурса. Эффективность достигается оптимизацией затрат, уменьшением времени исполнения заказа (скоростного процесса).

3. Гибкость процесса

То есть, эластичность, способность к адаптации, приспосабливаемость к изменениям условий за счёт внешних и внутренних причин. Обеспечивается оптимизацией параметров процесса, тоесть откликом изменения требований рынка.


Как показали теоретические исследования, появление дефектов в процессах производства неизбежно и поэтому неизбежны издержки на их исправление. Но, в тоже время внедрение процесса поэтапного контроля позволяет сократить как качество дефектов, так и издержки на их устранение.


Другие материалы из раздела Управление качеством
Предыдущее:Методы учета влияния изменений качества продукции на размер цены реализации
Следующее: Планирование внедрения изменений в систему качества предприятия
Лучшее по просмотрам:Понятие и принципы TQM
ПОРТАЛ
 
EKportal 2008-2024 (C)
Перепечатка материалов сайта возможна только с письменного разрешения администрации и указания гиперссылки на наш ресурс. Подробности здесь.