Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
Доходы бюджета – это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета. Доходы бюджета местного самоуправления являются достоянием всего сообщества, проживающего на территории.
Рассмотрим местный бюджет на примере городского округа город Воронеж. Доходы бюджета городского округа город Воронеж формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов. В бюджет города полностью поступают доходы от продажи и использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления.
К источникам доходов бюджета городского округа относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. Структура доходной части бюджета городского округа город Воронеж за 2007-2008 годы
НАИМЕНОВАНИЕ ДОХОДОВ |
2007 год |
2008 год |
||
Факт |
% от общей суммы |
Факт |
% от общей суммы |
|
ДОХОДЫ |
6428897 |
74,8 |
7878871 |
70,0 |
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
4524416 |
52,7 |
5510691 |
48,9 |
НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ, ДОХОДЫ |
2862180 |
33,3 |
3815559 |
33,9 |
НАЛОГИ НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД |
527289 |
6,1 |
565142 |
5,0 |
НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО |
1002210 |
11,7 |
1005165 |
8,9 |
НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ ИСКОПАЕМЫМИ |
1834 |
0,0 |
3390 |
0,0 |
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА, СБОРЫ |
82210 |
1,0 |
101366 |
0,9 |
ЗАДОЛЖЕННОСТЬ И ПЕРЕРАСЧЕТЫ ПО ОТМЕНЕННЫМ НАЛОГАМ, СБОРАМ И ИНЫМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПЛАТЕЖАМ |
48693 |
0,6 |
20069 |
0,2 |
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
1904481 |
22,2 |
2368180 |
21,0 |
ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ |
985904 |
11,5 |
1151527 |
10,2 |
ПЛАТЕЖИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ |
26016 |
0,3 |
27457 |
0,2 |
ДОХОДЫ ОТ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ И КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ГОСУДАРСТВА |
338792 |
3,9 |
335903 |
3,0 |
ДОХОДЫ ОТ ПРОДАЖИ МАТЕРИАЛЬНЫХ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ |
187024 |
2,2 |
377414 |
3,4 |
ШТРАФЫ, САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА |
79041 |
0,9 |
105521 |
0,9 |
ПРОЧИЕ НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
287934 |
3,4 |
373905 |
3,3 |
Безвозмездные поступления |
2162529 |
25,2 |
3380016 |
30,0 |
ИТОГО ДОХОДОВ |
8591426 |
100,0 |
11258887 |
100,0 |
Как видно из таблицы 1, самым крупным источником пополнения местного бюджета городского округа город Воронеж на протяжении всего анализируемого периода является налог на доходы физических лиц. Поступления от данного вида налога в 2007 г. составили 2 862 180 тыс. руб. (33,3% доходов местного бюджета), в 2008 г. – 3 815 559 тыс. руб. (33,9 %). Увеличение поступлений в 2008 г. по сравнению с 2007 г. на 25% свидетельствует о росте благосостояния населения, снижения кредиторской задолженности по выплате заработной платы и росте количества предприятий в городском округе город Воронеж. Как показано на рисунке 1, следующим по величине источником формирования местного бюджета в 2007-2008 г. являются безвозмездные поступления. Причем, в 2008 году наблюдается увеличение безвозмездных поступлений на 36 % по сравнению с предыдущим годом.
Третьим по величине источником формирования местного бюджета являются доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Самым крупным источником пополнения местного бюджета из региональных налогов и сборов является налог на игорный бизнес. В 2007 г. в бюджет городского округа город Воронеж от данного источника зачислено 202 млн. руб (2,4 % доходов местного бюджета), а в 2008 г. – 143 млн. руб. (1,3 % местного бюджета).
Большую долю в доходах местного бюджета занимает местный земельный налог. Он составляет в 2007 г - 570 млн. руб., а в 2008 г. 603 млн. руб. Остальные налоги и сборы занимают относительно небольшой удельный вес в структуре доходов бюджета городского округа город Воронеж.
Из изложенного можно сделать вывод о том, что повышение общего объема доходов городского округа город Воронеж по отношению к 2007 году стало результатом увеличения поступлений от налога на доходы физических лиц, безвозмездных поступлений. Данные доходы увеличились не только в сумме фактических поступлений, но и в процентном отношении от общей суммы доходов. Таким образом, через местные бюджеты осуществляется важное практически для всех регионов выравнивание экономического и социального развития территорий.
Очевидно, что роль местных финансов, в их числе и местных бюджетов, усиливается, а сфера их использования расширяется. Поэтому было очень важно разобраться их законодательной основе, досконально рассмотреть структуру доходов и расходов. Отследить процесс накопления и распределения денежных средств для организации более эффективной системы формирования и использования местных бюджетов.
Список использованной литературы:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 09 февраля 2009 г. - М.: Изд-во НОРМА, 2001 - 98 с.
2. Текущие материалы органов местного самоуправления городского округа город Воронеж. 2008 г.
Другие материалы из раздела Финансы