EKportal.ru // СТАТЬИ // Маркетинг // Cовременные подходы к классификации ценКонтактыКарта сайтаВход
EKportal.ru
EKportal.ru - Информационный сайт по экономике
ЭКОНОМИКА
Cовременные подходы к классификации цен

Автор: Помитов С. А.
Дата: 2008-09-02 14:26

Цена является фундаментальной экономической категорией. Она представляет собой денежное выражение стоимости товаров и услуг. В современной экономике существует множество подходов к классификации цен. Принято выделять следующие критерии классификации: обслуживаемая сфера товарного обращения, стадии ценообразования, степень участия государства в ценообразовании, территория действия, транспортная составляющая в цене, учёт фактора времени, характер ценовой информации, способ фиксации. Для наглядности классификацию цен можно изобразить в виде схемы (рис. 1).

Большинство исследователей главным классификационным признаком считают обслуживаемую сферу товарного обращения. Исходя из этого, выделяют следующие виды цен:

  • оптовые цены на промышленную продукцию, т.е. цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций промышленности вне зависимости от  форм собственности в порядке оптового оборота;
  • цены на строительную продукцию, которые принимают форму сметной стоимости, прейскурантной или договорной цены;
  • закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию – оптовые цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция сельскохозяйственными предприятиями, фермерами, населением;
  • цены и тарифы транспорта – это плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с их отправителей;
  • розничные цены – цены, по которым товары реализуются в розничной торговле населению, предприятиям;
  • цены и тарифы на коммунальные и бытовые услуги населению – плата за различного рода услуги, оказываемые населению коммунальными и бытовыми службами.

Следующими не менее важными признаками являются стадии ценообразования. Данная классификация отражает количественную взаимосвязь между ценами, складывающимися по мере движения товаров (услуг) от производителя к потребителю. Цена на каждой предыдущей стадии движения товара является составным элементом цены на последующей стадии. Формирование различных видов цен в процессе движения товара можно представить в виде схемы (рис. 2).При переходе к рынку появился такой классификационный признак как степень участия государства в ценообразовании. В зависимости от меры реализации этого признака различают рыночные и регулируемые цены. Рыночные цены товаров – это цены, складывающиеся в процессе взаимоотношений субъектов ценообразования на рынке под влиянием конъюнктуры. Они по условиям формирования делятся на:

  • свободные цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложения в условиях конкуренции;
  • монопольные цены, устанавливающиеся в условиях доминирующего положения одного или нескольких субъектов ценообразования;
  • демпинговые цены, сознательно заниженные по сравнению со сложившимся уровнем цен.
  • Регулируемые цены, складывающиеся на рынке в процессе прямого государственного воздействия. Они могут быть фиксированными и предельными.

Классификация цен в зависимости от территории действия. В соответствии с данным признаком выделяют цены единые или поясные и цены региональные и местные.

  • Единые или поясные цены устанавливаются и регулируются государственными органами. Речь идёт о таких видах продукции услуг, как газ, электроэнергия, транспорт, квартирная плата и т.п.
  • Региональные цены регулируются региональными органами власти и управления. Они ориентируются на издержки производства и реализации, складывающиеся в данном регионе. Региональными являются цены и тарифы на подавляющее большинство коммунальных и бытовых услуг населению.

Классификация цен в зависимости от порядка возмещения транспортныхрасходов по доставке у разных авторов представлены по-разному. И.К.Салимжанов выделяет следующие группы цен: единые цены с включением расходов по доставке; зональные цены, при которых покупатели в пределах определённой географической зоны уплачивают единую цену, а за её пределами цена может увеличиться на величину транспортных расходов; цены на основе базисного пункта, при которыхпредприятие устанавливает в нескольких географических пунктах базисные цены на одну и ту же продукцию; а также цены в месте производства, по которым продажа и передача товаров происходит в месте его производства.

В зависимости от учёта фактора времени различают сезонные, постоянныеи ступенчатые цены.

  • Сезонные цены – цены на товары, потребление которых носит сезонный характер; величина и срок действия этих цен определяется фактором времени.
  • Постоянныецены действуют в неопределённом промежутке времени и не меняются с течением времени.
  • Ступенчатые цены – это цены, которые подвергаются последовательному снижению в заранее известном порядке.

О.И.Волков предлагает классификацию цен по характеру ценовой информации. Согласно этому признаку он выделяет:

  • цены фактических сделок, содержащие информацию о реальных ценах купли-продажи товаров на рынке;
  • аукционные цены, информирующие участников рынка о возможностях купли или продажи товара на аукционе;
  • биржевые цены, которые содержат информацию о результатах биржевых сделок;
  • справочные цены, информирующие покупателей об условиях продажи товаров (услуг) производителя (продавца).

По способу фиксации О.И.Волковделит цены на твёрдые, с последующей фиксацией, подвижные. 

  • Твёрдые цены устанавливаются в момент заключения контракта и не изменяются в течение всего срока его действия.
  • Цены с последующей фиксацией используются в процессе исполнения контракта, в котором указаны момент и принцип фиксации.
  • Подвижные цены – это цены, зафиксированные при заключении контракта, которые могут быть в дальнейшем изменены в соответствии с изменениями рыночной цены данного товара на момент его фактической поставки.

А.Д. Чудаков помимо перечисленных цен выделяет скользящую цену – цену, исчисленную на момент фактического исполнения контракта путём пересмотра договорной базисной цены, учитывающего изменения издержек за время действия контракта.

Как ни странно, ни одна из классификаций не учитывает норму прибыли производителя, заложенную в цену. По величине прибыли в цене можно выделить следующие группы цен:

 

  • сверхприбыльные цены, в которых норма прибыли превышает себестоимость производства и реализации на 50%. Такие цены устанавливаются, как правило, на продукцию высокого качества известной марки, товары с уникальными свойствами, на товары, произведенные предприятиями-монополистами;
  • цены с обычной нормой прибыли (от 5 % до 50 %) устанавливаются на товары при равновесии спроса и предложения в условиях умеренной конкуренции;
  • бесприбыльные цены, которые устанавливаются на уровне полной себестоимости или даже ниже её в условиях жёсткой конкуренции или крайне низкого спроса (высокого предложения) на рынке. Так, в 2003 году себестоимость 1 тонны пшеницы в хозяйствах составляла 1 000 – 1 100 р., однако в условиях огромного предложения равновесная цена установилась ниже этого уровня и на сегодняшний день закупочные цены не превышают 800-900 р./т.

Несмотря на многообразие цен, их основные виды тесно взаимосвязаны между собой и оказывают влияние друг на друга. Основополагающими являются цены на энергоресурсы, т.е. на топливо, нефть, нефтепродукты. От их уровня зависят тарифы на электрическую и тепловую энергию, транспортные услуги. Электрическая энергия и транспортные услуги используются во всех отраслях народного хозяйства. Следовательно, тарифы на них влияют на уровень цен промышленной, сельскохозяйственной, строительной продукции, тарифов на коммунальные и иные услуги населению, различных цен на продовольственные товары. Если увеличить оптовые цены на энергоносители, то через определённое время обязательно произойдёт рост тарифов на электрическую и тепловую энергию. Вслед за этим изменяться тарифы на транспортные услуги.

Продукция промышленности по оптовым ценам направляется на потребление сельское хозяйство, строительство и розничную торговлю. Поэтому розничные цены зависят от оптовых и закупочных цен, тарифов на услуги. Однако взаимосвязь цен является не только прямой, но и обратной. При повышении цен на энергоносители добывающие предприятия пользуются новыми увеличенными тарифами

Библиографический список

1. Васильева, Н.Э. Формирование цены в рыночных условиях / Н.Э. Васильева, Л.И. Козлова. - М., 1995. - 62 с.

2. Чудаков, А.Д. Цены и ценообразование: Учебник для вузов / А.Д. Чудаков. – М., 2002. – 376 с.

3. Ценообразование и налогообложение: Учебник / Под ред.И.К. Салимжанова. – М., 2002. – 424 с.

4. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. Проф. О.И. Волкова. – М., 2001. – 520 с.

5. Яковлев, Н.Я. Цены и ценообразование: Учебное пособие / Н.Я. Яковлев. – М., 2001. – 106 с.


Другие материалы из раздела Маркетинг
Предыдущее:Теоретические положения по формированию товарного ассортимента
Следующее: Понятие и функции рекламы
Лучшее по просмотрам:Понятие и виды маркетинга
ПОРТАЛ
 
EKportal 2008-2024 (C)
Перепечатка материалов сайта возможна только с письменного разрешения администрации и указания гиперссылки на наш ресурс. Подробности здесь.