EKportal.ru // СТАТЬИ // Инновации // Подход к реализации потенциала инновационного развития машиностроения РоссииКонтактыКарта сайтаВход
EKportal.ru
EKportal.ru - Информационный сайт по экономике
ЭКОНОМИКА
Подход к реализации потенциала инновационного развития машиностроения России

Автор: Потехин И. А.
Дата: 2014-05-22 09:56

Потенциал инновационного развития машиностроения является масштабом роста финансовой устойчивости предприятий отрасли, интенсивностью перехода технологий производства на новый уровень, удельным весом наукоемкой продукции в ассортименте выпуска, обеспечением мирового уровня качества продукции. На данном этапе уровень развития промышленности России позволяет говорить только о потерях позиций во вступлении в инновационную экономику по причине спада в отраслях машиностроения. К сожалению, кратковременный всплеск роста производства не привел машиностроение к решению главной задачи - модернизации оборудования и технологий, прежде всего, из-за недостаточных инвестиций в основной капитал и низкой инновационной восприимчивости предприятий.
Между тем, физический и моральный износ основных средств производства достиг критического уровня (от 65 до 75%). Выбытие основных фондов идет с темпом 1,5-2,5% в год, тогда как годовой темп обновления технологической базы не превышает 0,1-0,5%. При этом удельный вес производств, соответствующих пятому технологическому укладу, возникшему в развитых странах в 90-е годы ХХ века, составляет лишь 8%.
В наиболее сложном положении оказалась важнейшая отрасль машиностроения – станкостроение, определяющая технологический уровень всего машиностроительного комплекса. Здесь, потребность в обновлении станочного парка составляет ,5-1,8 млрд. долларов (если ее принять в 10% в год от имеющегося парка в 2,2 млн. штук), но она практически не обеспечена платежеспособным спросом.
Кроме того, происходит обесценивание капитала в структуре финансовых балансов предприятий (так называемый спазм ликвидности), что в свою очередь определяет их низкую кредитную и инвестиционную привлекательность. Анализ распределения капитальных вложений по отраслям экономики России позволяет выявить резервы рынка сбыта и направления повышения конкурентоспособности для отечественных машиностроительных производителей.



Рисунок 1 – Соотношение инвестиций в техническое перевооружение всех отраслей и машиностроения



Рисунок 2 –Объемы и структура инвестиций в машиностроении и ведущих отраслях

Вывод: резерв наращивания объемов сбыта машиностроительной отрасли составляет 44% (212 071,81 млн.р.) от текущего рынка (объема инвестиций в перевооружение всех отраслей), резерв наращивания объемов сбыта станкостроительной отрасли составляет 67% (15 785,34 млн.р.) от текущего рынка (объема инвестиций в перевооружение машиностроителей), что говорит о значительной отсталости станкостроения по качеству продукции от прочих отраслей, не позволяющая выпускать этим отраслям конкурентоспособную продукцию.

По итогам анализа распределения инвестиций по отраслям можно определить, что:


металлургия – наиболее устойчивый и емкий рынок сбыта;
энергетика – второй по емкости рынок, в настоящее время требующий наукоемкую продукцию. Данный сегмент сбыта является стимулирующим и наиболее комфортным для инновационного развития машиностроения;
целлюлозно-бумажная промышленность является крупным заказчиком больших станков, настоящее время, качество, предъявляемое к целлюлозно-бумажной продукции наталкивает на увеличение доли инноваций в машиностроение, большой объем сегмента также позволяет развиться производителям оборудования ;
нефтегазовая отрасль – имеет невысокий объем в натуральном выражении в связи с долгим сроком работы оборудования и длительном циклом его производства, но позволяет внедрять многочисленные инновации в связи с платежеспособностью предприятий, но на данном рынке присутствует высокая доля иностранных производителей оборудования с мировыми брендами, что делает конкуренцию очень трудной.


Рисунок 3 – Потенциал импортозамещения

Вывод: высокая доля импорта при проектах перевооружения в машиностроении говорит о том, что станкостроение не обеспечивается инвестициями. Оно теряет возможности воспроизводства и роста.
Данная отрасль определяет уровень качества производимых на базе ее разработок продуктов машиностроения в течение нескольких поколений. А вспомогательная отрасль – инструментальное производство определяет плавный рост технологий. Станкостроение имеет высокую добавленную стоимость главным образом за счет высокого удельного веса НИОКР. Но инвестиции в данную отрасль требуются не высокие (относительно выпускаемой с помощью этого оборудования продукции и отрасли-пользователя этой продукции) в силу определенной универсальности функций оборудования.
Жизненно необходима переориентация отечественного машиностроения на интенсивный, опережающий путь развития, что предполагает необходимость решения комплекса накопившихся взаимосвязанных и взаимообусловленных проблем в законодательной, нормативно-правовой, финансово-экономической, образовательной, кадровой и иных сферах. При этом фактор времени приобретает решающее значение, если учесть, что развитые страны перевооружают свою промышленность каждые 7-10 лет.

К числу основных системных негативных факторов создавших данную ситуацию необходимо отнести:
  • технологическое отставание России от передовых стран, в первую очередь в станкостроительной сфере
  • недостаточная структурированность ряда отраслей внутри самого машиностроительного комплекса;
  • низкую конкурентоспособность российской машиностроительной продукции на внутреннем и внешнем рынке и низкую инвестиционную привлекательность машиностроения (как следствие изложенных выше факторов);
  • отсутствие приведенных к международным требованиям стандартов выпускаемой продукции;
Очевидно, что выход из создавшегося в российском машиностроении системного кризиса возможен только при систематическом преодолевании влияния вышеуказанных факторов. Если же за счет приоритетного развития наукоемких и конкурентоспособных производств будет осуществлен масштабный выход на мировые рынки, то экспорт наукоемкой машиностроительной продукции увеличится не менее чем в два раза.
Сложность развития машиностроения России состоит в том, что при реализации стратегических целей вхождения страны в постиндустриальное общество в ближайшей перспективе необходимо решать одновременно три основные задачи:
  • интенсивную модернизацию машиностроения и его технического перевооружения и, в первую очередь, приоритетных подотрослей; при этом важно в перспективе уйти от технологической зависимости российского машиностроения (в первую очередь, оборонно–промышленного комплекса) от зарубежных поставщиков технологий и оборудования
  • подготовку и переподготовку кадрового потенциала с формированием нового инженерно - технического и управленческого поколения, способного обеспечить инновационное развитие машиностроения;
  • создание условий для повышения инвестиционной привлекательности машиностроительных предприятий и обеспечения притока частных инвестиций в машиностроение.
Сегодня необходимо, чтобы руководство заводов осознало, что без вложения средств в техническое перевооружение предприятий, невозможно повысить конкурентоспособность изготавливаемого оборудования. За период с начала 90-х годов ХХ века, в связи с негативными явлениями в экономике России, износ основных фондов в отечественной экономике достиг чрезвычайно высоких пределов. Часть основных фондов находится на грани физического выбытия.
Техническое перевооружение промышленного производства – это количественные и качественные изменения существующих условий социально-экономического развития отраслей промышленного производства в части повышения конкурентоспособности, увеличения инвестиционной привлекательности, роста коэффициента полезного действия от использования ресурсов, улучшения основных производственных показателей, снижения издержек производства за счет технической модернизации и технологически эффективной организации бизнес-процессов, а также уменьшения экологической нагрузки на окружающую среду.
Для реализации возможности расширенного участия машиностроителей в программах реорганизации и модернизации , по мнению Аналитической группы, необходимо внесение в Государственную Думу законопроектов, предусматривающих введение в действие в Российской Федерации следующих широко распространенных в мировой практике государственных мер поддержки стратегически важных отраслей промышленности. В частности, целесообразно предусмотреть:

1) субсидирование государством части процентной ставки по банковским кредитам;
2) предоставление государственных гарантий по кредитам, в том числе взятым за рубежом;
3) льготы по налогу на добавленную стоимость (при условии и в пределах расходования сумм налога на развитие производства импортозамещающего оборудования) и по снижению ставок ввозных таможенных пошлин;
4) отсрочки от уплаты налога на добавленную стоимость с авансовых платежей,
5) льготы по налогу на имущество на объем незавершенных работ (для оборудования с длительным циклом производства).
6) освобождение от налогообложения части средств, направляемых на создание новых технологий и оборудования, включая средства на НИОКР.

Сегодня требуется принять меры по укреплению союзов и ассоциаций товаропроизводителей и повышение их статуса и роли. Необходимо повысить их статус и роль в разработке и принятии решений по развитию отечественной промышленности. Решение проблемы лежит в основном в законодательной плоскости, поэтому необходимо ускорить принятие Федерального закона «О принципах взаимодействия объединений товаропроизводителей с органами государственной власти».
Консолидацию всех производителей - как государственных, так и коммерческих, структур смешанного типа собственности, предприятий, имеющих различную ведомственную принадлежность, несопоставимые масштабы деятельности, но, тем не менее, имеющих общие интересы на рынке - наиболее оптимально в рамках действующего законодательства проводить в форме некоммерческих объединений (союзов и ассоциаций). Разрозненность производителей оборудования наиболее ярко демонстрирует необходимость таких некоммерческих организаций. Во всех индустриально развитых странах отраслевые союзы имеют большой вес и играют важную роль в экономике. Например, в Германии Союз немецких машиностроителей объединяет более 3000 предприятий, которые в свою очередь сгруппированы в более мелкие подотраслевые структуры. Во Франции отраслевые объединения предприятий активно поддерживаются государством, так как правительство этой страны считает, что общественные союзы представляют наиболее эффективную форму взаимодействия властей с предпринимателями страны. Несмотря на то, что Япония имеет наиболее мощное министерство промышленности, практически все фирмы этой страны объединены в соответствующие корпоративные ассоциации и союзы. Именно с их помощью министерство промышленности проводит промышленную политику и расширяет экспансию на мировых рынках.
Правительства всех промышленно развитых стран сверяют решения с промышленными союзами, которые координируют ценовую и экспортно-импортную политику государства с интересами своих предприятий. При этом эти союзы довольно активно отстаивают свои интересы в России.
В инвестиционноёмких (например, металлургия) отраслях крупные предприятия обладают большей конкурентоспособностью, поэтому производители труб нефтегазового сортамента довольно активно объединяются в структуры холдингового типа.
Ввиду того, что действующие стандарты не соответствуют требованиям современных технологий, машиностроительные компании вынуждены создавать собственные стандарты и руководящие документы (СТП, РД). Часто они предприятиям не известны и плохо скоординированы друг с другом, что негативно сказывается на производстве оборудования.


Рисунок 4 – Эффект мультипликации от инвестиций в машиностроение


Основной целью законодательного обеспечения нормальной работы машиностроительного комплекса является:

- сохранение и усиление государственного контроля за стратегически важными предприятиями;
- создание условий для их эффективного функционирования в интересах повышения обороноспособности государства;
- стимулирование развития в Российской Федерации производства конкурентоспособного импортозамещающего оборудования, и на создание стимулов у компаний приобретать отечественное оборудование.


В период с 2000 года по настоящее время в России реализуется ряд федеральных целевых программ,  среди которых: «Глобальная навигационная система», «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года», «Электронная Россия (2002-2010 годы)», «Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы», «Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы», «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года», «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно - технологического комплекса России на 2007-2012 годы», «Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства РФ (2007- 2010 годы)», «Национальная технологическая база (2007-2011 годы)», «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в РФ (2008-2010 годы)», «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники (2008 - 2015 годы)».


Рисунок 5 – Инновационная структура машиностроения

Важным резервом развития машиностроения следует считать малый и средний бизнес.  В настоящее время конкуренция в инновационной сфере означает борьбу за вывод на рынок полностью готовых продуктов. Главной задачей для мировых промышленных компаний является поиск конкурентных технологий. А реализация всех инновационных проектов строятся на условиях разделения рисков между его участниками и активного использования системы аутсорсинга. При этом во всем мире главный интегратор проекта занимается только сборкой, логистикой и продажами, а все остальное передается малому и среднему бизнесу
У нас же пока сохраняется старая система, когда одно предприятие  делает практически все - от переработки сырья до выпуска готового продукта. Поэтому для выпуска конкурентоспособной продукции необходимо следовать указанной общемировой тенденции.

Вывод:
рост потенциала машиностроения возможен:
1) по объемам – за счет увеличения выпуска конкурентоспособной на мировом рынке продукции, используемой в проектах перевооружения отраслей экономики РФ;
2) по инновационному потенциалу – за счет развития общего станкостроения, определяющего уровень прогрессивности последующей машиностроительной продукции и продукта конечного пользования
.

Реализация потенциала развития машиностроительной отрасли в России невозможна без учета современных мировых тенденций в организации производства. Но применение данных тенденций в собственной практике должно проводиться осмысленно, постепенно и качественно.


Другие материалы из раздела Инновации
Предыдущее:Инновации и организационная культура на предприятии
Следующее:
Лучшее по просмотрам:Понятие и виды инноваций
ПОРТАЛ
 
EKportal 2008-2024 (C)
Перепечатка материалов сайта возможна только с письменного разрешения администрации и указания гиперссылки на наш ресурс. Подробности здесь.