В настоящее время существуют несколько методов оценки затрат на качество. Так, при нормативном методе разрабатываются нормативы затрат на обеспечение качества продукции. Они используются для определения большинства затрат на качество продукции, хотя создание нормативной базы требует значительных усилий.
Комбинированный метод заключается в сочетании расчетного и нормативного методов, когда часть затрат может быть определена на основании фактических данных за отчетный период, а вторая часть рассчитывается по нормативам. Указанный метод применяется для учета комплексных расходов, например, на содержание и эксплуатацию контрольно-измерительного оборудования.
Статистический метод состоит в установлении функциональной зависимости, связывающей затраты на обеспечение качества с различными показателями деятельности предприятия, с технико-экономическими параметрами изделия, условиями и факторами производства, влияющими на качество изготовления продукции.
Укрупненный метод состоит в установлении величины затрат на обеспечение качества в зависимости от места их возникновения.
Комбинированный метод заключается в сочетании расчетного и нормативного методов, когда часть затрат может быть определена на основании фактических данных за отчетный период, а вторая часть рассчитывается по нормативам. Указанный метод применяется для учета комплексных расходов, например, на содержание и эксплуатацию контрольно-измерительного оборудования.
Статистический метод состоит в установлении функциональной зависимости, связывающей затраты на обеспечение качества с различными показателями деятельности предприятия, с технико-экономическими параметрами изделия, условиями и факторами производства, влияющими на качество изготовления продукции.
Укрупненный метод состоит в установлении величины затрат на обеспечение качества в зависимости от места их возникновения.
Как было отмечено, в стандарте ИСО 9004 используется классификационный признак целевого (функционального) назначения затрат.
При этом рассматриваются три группы затрат:
- затраты на профилактику дефектов и поддержание достигнутого уровня качества;
- затраты на контроль и оценку качества;
- затраты, обусловленные низким качеством.
Рисунок 1. Распределение операционных затрат на обеспечение качества
Причем затраты, связанные с предотвращением дефектов, и затраты на контроль считаются «капиталовложениями», а затраты на устранение ошибок – «убытками».
Операционные затраты (затраты на обеспечение качества) возникают при планировании, разработке, производстве, закупке, распределении и применении продукции или услуг.
Рассмотрим содержание приведенных на рисунке 1 затрат.
1. Затраты на предотвращение ошибок
Сюда относятся все затраты, возникающие вследствие проведения предотвращения ошибок и предупредительных мер в рамках системы QM. Они состоят из расходов на оплату труда исполнителей и накладных расходов.
К затратам на предотвращение ошибок относятся следующие элементы (нумерация соответственно рис. 4.6 по группам / элементам затрат):
1.1. Управление отделом обеспечения качества: управленческие и административные работы; оценка и учет.
1.2. Планирование качества - спецификации продукции и технологических процессов, а также задания;
исследования надежности, анализ характера и последствий отказов, анализы рисков; критерии приемки.
1.3. Планирование контроля: планирование и разработка способов (указаний) по контролю; составление планов снятия выборочных проб.
1.4. Контроль проекта: проверка и выдача разрешения на применение проектных концепций и конструкционных документов; проверка и выдача разрешения на осуществление планов технологических процессов, изготовления и контрольных процедур.
1.5. Исследование пригодности к применению в технологическом процессе:
установление пригодности существующих или запланированных
установок, машин, средств контроля и других устройств к применению в технологическом процессе (и пригодности в целом).
1.6. Подтверждение приемлемости поставщиков: отбор, оценка и проверка поставщиков; анализ системы менеджмента качества.
1.7. Уход за средствами контроля: техобслуживание приборов; калибровка, юстировка, эталонирование; контроль и управление средствами контроля.
1.8. Заключение о качестве: внутрипроизводственные заключения о качестве продукции, технологии и системе; оценка эффективности системы.
1.9. Обучение по обеспечению качества: услуги внутри- и внепроизводственной подготовки и повышения квалификации в области обеспечения качества; оценка способности к обучению.
1.10. Требования по качеству внешних и внутренних услуг: меры по мотивации качественного труда; рекламные мероприятия и публикации; меры по осознанию роли качества.
2. Затраты на контроль
Представляют собой расходы на проведение контроля (качества) и исследований, позволяющих определить, будут ли постоянно выполнены требования по качеству. Данные затраты возникают в связи с проведением контроля качества с целью составления сертификатов с помощью соответствующего персонала и технических устройств (средства контроля). Следует отметить, что счетные и сортировочные работы, а также повторный контроль (при рекламациях на услуги и / или продукцию) нельзя включать в затраты на контроль.
К затратам на контроль относятся следующие элементы:
2.1. Пригодность процессов (машины, средства контроля и другие устройства);
продукции относительно пригодности к применению (полевое испытание), переработке, контролю, обслуживанию и т. д.;
освидетельствование; экспертизы качества и исследования, проведенные внешними экспертами.
2.2. Контроль опытного образца - контроль опытных образцов либо их элементов и соответствующего матобеспечения до выдачи разрешения на конструкцию.
2.3. Входной контроль - контроль качества поступающей продукции по количественным и качественным характеристикам; приемный контроль на заводе изготовителя.
2.4. Межоперационный контроль - контроль промежуточных продуктов и технологических процессов; внутрипроизводственный контроль для выдачи дальнейшего разрешения (выборочные пробы).
2.5. Контроль готовой продукции перед отгрузкой продукции заказчику или транспортировкой на склад; перед передачей продукции заказчику (на месте).
2.6. Приемный контроль - в связи с приемкой товаров и услуг заказчиком или уполномоченным лицом.
2.7. Документация контроля- управление и архивирование документов контроля с особым соблюдением требований, вытекающих из ответственности изготовителя за продукцию.
2.8. Средства контроля- расходы на приобретение «малоценных» средств контроля; амортизационные отчисления после приобретения «высокоценных» средств контроля; собственные разработки и конструкция средств контроля; ремонт средств контроля.
3. Внутренние затраты на исправление ошибок
Представляют собой расходы, возникающие вследствие невыполнения требований по качеству продукции или услуг перед выдачей заказчику. Помимо расходов на зарплату (оклады) и накладных расходов возникают и расходы на материалы.
К внутренним затратам на исправление ошибок относятся следующие элементы (нумерация соответственно рис. 4.6 по группам / элементам затрат):
3.1. Брак - не поддающиеся доработке бракованные узлы (в отдельных случаях и расходы на новое изготовление); перерасход из-за ошибок (расхождение между плановым и фактическим расходом материала и зарплаты / окладов).
3.2. Доработка - бракованных узлов, на которых можно еще достичь требуемых показателей по качеству; повторное выполнение работ; работы по монтажу (демонтажу).
3.3. Дополнительная разработка (из-за неудовлетворительных качественных характеристик) расходы из-за невыполнения требований по качеству, возникающие после выдачи разрешения на разработку конструкции; последующие расходы (продукция, материал, инструменты ).
3.4. Сортировочный контроль - 100% контроль, помимо запланированного контроля качества, необходимый для выделения бракованных узлов.
3.5. Повторный контроль - контроль качества после доработки или нового изготовления (выпущенных бракованных изделий); расширенный контроль, выходящий за рамки запланированных затрат, например, когда показатели качества либо показатели по технике безопасности являются критическими.
3.6. Исследование проблем действия по обнаружению причин ошибок и установлению ответственного за ошибки на основе бракованной продукции или неуправляемых процессов; затраты по работе так называемых «групп решения проблем» на предприятии (например, в области разработки матобеспечения).
3.7. Корректировочные мероприятия меры по исправлению повторяющихся ошибок.
3.8. Уценка расхождения из-за недоброкачественности между ценами за про-данные услуги продукцию и запланированными ценами.
4. Внешние затраты на исправление ошибок
Представляют собой расходы, возникающие в результате невыполнения требований по качеству продукции или услуг после передачи заказчику. Сюда относятся денежные платежи, а также не денежные и другие затраты.
К внешним затратам на исправление ошибок относятся следующие элементы (нумерация соответственно рис. 4.6 по группам / элементам затрат):
4.1. Ответственность за изделие взносы в фонд страхования, покрывающего риск ответственности
за изделие; платежи (возмещения) вследствие материального или имущественного ущерба или ущерба, причиненного лицам из-за бракованных изделий или недоброкачественной работы.
4.2. Гарантии, возникающие в гарантийный срок затраты (необходимые работы) вследствие возникших недостатков в качестве переданной заказчику продукции (выполненной работы).
4.3. Дополнительный бесплатный сервис: затраты (платежи, замена) в пользу заказчика, с большой вероятностью возникшие вследствие недостатков в качестве продукции и выполненной работы.
4.4. Послепродажный сервис вследствие недостатков в качестве затраты по обслуживанию заказчика вследствие недостатков в качестве по истечении гарантийного срока.
Установлено, что с повышением качества продукции общая сумма затрат на его обеспечение может снижаться, но при одновременном увеличении абсолютной величины и удельного веса «профилактических» затрат.
Для планирования затрат измерения их фактической суммы в рамках системы менеджмента предусмотрен механизм учета и анализа
Другие материалы из раздела Управление качеством
Предыдущее: | Планирование внедрения изменений в систему качества предприятия |
Следующее: |
Понятие и классификация затрат на качество. Часть первая |
Лучшее по просмотрам: | Понятие и принципы TQM |