EKportal.ru // СТАТЬИ // Менеджмент // Организация управления научно-техническим потенциалом наукоемких предприятийКонтактыКарта сайтаВход
EKportal.ru
EKportal.ru - Информационный сайт по экономике
ЭКОНОМИКА
Организация управления научно-техническим потенциалом наукоемких предприятий

Автор: Повеквечных С. А.
Дата: 2012-10-04 10:15
Интеллектуальная собственность является основой бизнеса, которая обеспечивает его рост и постоянное омолаживание. Каждый активно используемый на предприятии патент или промышленный образец (объект интеллектуальной собственности) вносит новизну в технологию производства или в само изделие. Однако считается, что в среднем за 5-7 лет созданное новшество морально устаревает и на его смену приходит новое изобретение и это непрерывный процесс. Такое омолаживание бизнеса происходит в результате воспроизводства новых и уже адаптированных к нему идей. Для того, чтобы бизнес был конкурентоустойчивым и стабильным, эти активы следует тщательно формировать, изучать, охранять и укреплять, поскольку именно на их основе происходит последовательное наращивание преимуществ предприятия над конкурентами и появляется возможность успешно продвигать свою продукцию на рынке, стабильно увеличивая прибыль. Так особенность авиационно-космической промышленности как высокотехнологичной отрасли состоит в том, что значительная часть стоимости ее конечной продукции представляет собой стоимость результатов интеллектуальной деятельности.

 

Поэтому одной из целей реформирования ОПК должно стать создание системы управления научно-техническим потенциалом с целью увеличения производства наукоемкой продукции и получения дополнительной прибыли. Такой подход актуален для конверсируемых предприятий ОПК, которым может угрожать снижение производственного потенциала, основанного на высоких технологиях, сдача своих позиций на рынке и потеря имиджа. Работа с объектами интеллектуальной собственности на предприятии должна осуществляться комплексно. Интеллектуальная собственность на предприятии создается инженерами на основе прикладных знаний, опыта и навыков, накопленных годами. В этой работе задействованы как непосредственно авторы, так и работники подразделений, которые доводят интеллектуальный продукт непосредственно до потребителя, пройдя весь путь коммерциализации продукта. В настоящее время рынок высокотехнологичной продукции стал самым престижным, самым дорогим  и самым перспективным.

1) Обеспечение интересов инвесторов включает в себя правовой режим охраны результатов интеллектуальной деятельности, так же как и содержание права использования результатов и распоряжение правом использования. От объема прав патентообладателей зависят возможности удовлетворения интересов конечного потребителя, формально стоящего вне отношений по использованию результатов творческой деятельности. В то же время он заинтересован в этих правах, так как от них зависят уровень и чистота получаемой им продукции. Поэтому необходимо охранять результаты творческой деятельности патентами, свидетельствами и другими законными методами, что, в свою очередь, способствует обеспечению баланса интересов изобретателя, производителя, инвестора, поставщика и потребителя.

2) Структурная перестройка, разукрупнение и приватизация предприятий должны проходить с обязательным учетом накопленного интеллектуального капитала. Здесь нельзя обойтись без тщательной инвентаризации результатов интеллектуальной деятельности. Планирование и координация этой работы должны вестись как на государственном уровне, так и на уровне предприятий. Полностью развернутая сеть данной работы в масштабах страны могла бы приносить ощутимые финансовые средства в оборонную промышленность, в том числе авиацию и космонавтику. По оценкам ЗАО «Центр передачи технологий» торговля технологиями и ноу-хау предприятиями ОПК могла бы давать этим предприятиям дополнительный доход в размере 10-15% от заказов по основной тематике, а коммерциализация ряда новых технологий приведет к открытию новых рынков.
Организация  управления научно-техническим потенциалом наукоемких предприятий в условиях конверсии представляет собой процесс воздействия служб предприятия на результаты интеллектуальной деятельности и объекты интеллектуальной собственности, который должен быть выстроен в единую цепочку рыночных служб предприятия – продажи, финансы, маркетинг, передача и коммерциализация технологий, экспортный контроль. Данный процесс осуществляться в несколько этапов в следующей последовательности:

1. Инвентаризация.
2. Правовая защита.
3. Коммерциализация.
4. Оценка стоимости.
5. Вовлечение в хозяйственный оборот.
6. Распределение финансовых результатов.
7. Совершенствование режима коммерческой тайны.


При инвентаризации требуется провести анализ и отбор результатов научно-технической деятельности предприятия, требующих патентной защиты в РФ и за рубежом. Цели проведения инвентаризации:

- выявление научно-технического потенциала предприятия;
- получение дополнительных ресурсов для рас-ширения бизнеса предприятия;
- коммерческая сделка;
- правовая охрана в соответствии с законодательством для дальнейшей коммерциализации и повышение устойчивости предприятия (организации) за счет защиты от конкурентов.

Правовая защита объектов интеллектуальной собственности обеспечивается патентным Законом РФ, поэтому авторы не стали подробно останавливаться на этом вопросе.
На конверсируемых предприятиях одна из задач, стоящих перед руководством, - это организация  системного подхода  к процессу коммерциализации технологий, созданных при разработке и производстве специальной техники. Высокие технологии большей частью разрабатывались в оборонных отраслях промышленности и науки, и именно из ОПК вышла большая часть менеджеров вновь созданных наукоемких компаний. Следствием этого является повышенное внимание руководителей к чисто научной или производственной функции, а не финансам и менеджменту.
По мнению ученых, инновация представляет собой использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности, направленных на совершенствование процесса деятельности или его результатов. В отличие от чисто финансовых проектов, в инновационных проектах имеется большое число хорошо управляемых факторов (рычагов), способных принципиально изменить инвестиционную привлекательность проекта в лучшую сторону: способы управления, квалификация персонала, опыт менеджмента. Для достижения реального успеха необходимо использовать управленческие технологии. Это позволит превратить процесс управления из разряда искусства в рутину и снизить требования к квалификации персонала, участвующего в этом процессе. Вследствие того, что менеджеры большинства конверсируемых предприятий, занимающиеся инновационным бизнесом, имеют недостаточную подготовку и опыт, появляется настоятельная необходимость введения регулярного менеджмента. Регулярный менеджмент подразумевает системный подход и единообразное реагирование на нежелательные события и отклонения.
 
Для успешного функционирования системы коммерциализации менеджеры предприятия должны быть погружены в готовую среду, которая заставит их работать по единым правилам, обеспечит необходимые прозрачность и управляемость компании. Необходимо создать своеобразный конвейер, перерабатывающий технологии (проекты) по полному циклу: от отбора перспективных проектов до создания компании со всей внутренней структурой «под ключ» и до мониторинга процесса развития процесса и внесения необходимых корректировок. Этот работающий по единым правилам конвейер обеспечивает минимизацию управленческих издержек и ошибок. Таким образом обеспечивается снижение требований к квалификации управленческого персонала, повышение качества и надежности управления, минимизация рисков и, в конечном счете, качественный результат.
Для реализации данного подхода используется методология управления проектами, которая должна быть направлена на:

- организацию эффективной работы компаний различного профиля;
- построение организационных структур;
- оказание помощи в успешной реализации инвестиционных проектов;
- организацию продвижения технологий.


Обеспечение эффективного продвижения результатов научно-технической деятельности предприятия ОПК является одной из задач службы маркетинга предприятия, в состав которой обязательно должно входить подразделение, занимающееся объектами интеллектуальной собственности.
В последние годы воронежские предприятия благодаря накопленному опыту в создании высоко-технологичного оборудования для специальной техники, наличию уникальных разработок, технологий и «ноу-хау» успешно решаются самые сложные техно-логические задачи и проекты в области разработки и производства разнообразного оборудования для базовых отраслей народного хозяйства РФ. Работая с российскими партнерами, на предприятиях уделяется особое  внимание патентованию новых технических решений. Но работа с объект интеллектуальной собственности не заканчивается после получения охранного документа - патента. Самым сложным этапом работы является, на наш взгляд, определение их рыночной стоимости.
Оценка стоимости производится с целью определения технико-экономической эффективности при их коммерческом использовании, учете в балансе предприятия в качестве нематериальных активов, для сравнительного анализа возможных вариантов создания новой продукции, в том числе конверсионной, и выбора оптимального направления их использования. Производится оценка как отдельных объектов, так и общего их перечня.
Важным аспектом является также определение степени участия каждого из авторов в его создании и последующем закреплением прав на использование данного объекта. Это объясняется тем, что в создании сложных систем, как правило, принимают участие сразу несколько предприятий или организаций. В случае совместного обладания исключи-тельными правами на объект интеллектуальной собственности несколькими лицами оценка стоимости конкретной разработки для отдельного участника может осуществляться с учетом его долевого участия в создании, правовой охране и использовании данного объекта.
В соответствии со стандартами, принятыми в международной оценочной практике стоимости, и их эквивалентами используются следующие виды стоимости (цены): обоснованная рыночная, предварительная расчетная, реализационная, договорная, балансовая, инвестиционная, фундаментальная и ликвидационная.
Обобщающим критерием потребительской стоимости является экономический эффект (прибыль) от его промышленного использования. В условиях рыночной экономики доходный метод в наибольшей мере отвечает природе как товара.
Доходный подход в качестве метода оценки наиболее применим для случаев использования в собственном производстве, инвестиционных проектов и расчетов, в которых использование таких объектов не связано с производством реализуемой на рынке продукции (относящиеся к технологическим процессам и оснастке, программам и т.п.).
Вторым вариантом доходного метода оценки является метод определения прибыли по параметрам производимой с их использованием продукции.
Третьим вариантом доходного подхода является оценка на базе роялти. В отличие от первых двух рассмотренных вариантов доходного метода, оценка на базе роялти применяется практически для всех видов коммерческого использования если они связаны с производством и реализацией на рынке конкретной продукции.
В то же время принцип определения дохода не может использоваться при оценке для бухгалтерского учета, поэтому доходный метод не является единственным и универсальным средством для всех целей оценки. Вследствие этого у нас в стране, получили наибольшее распространение затратный подход и метод сравнительных продаж. Затратный подход применяется в расчетах внутри предприятия. Рыночный подход используется для определения одного из основных параметров, учитываемых при оценке продажной цены продукции, выпускаемой с применением объекта интеллектуальной собственности. Сравнение цен производится на основе сопоставления конкурентных листов с учетом коммерческих условий и технического уровня оцениваемого объекта и аналогов, информация формируется на основе маркетинговых исследований. Важным этапом сравнения является в этом случае сертификация, подтверждающая количественные и качественные характеристики объекта. Сертфикация проводится по четырем группам признаков: формальным признакам, экономическим критериям, конкурентным сравнениям, критериям безопасности.



Важность задачи оценки можно рассматривать и с точки зрения определения размера вознаграждения авторам патента за внедрение того или иного изобретения, так как для конкретного специалиста это является серьезным стимулом к поиску новых технических решений.

Таким образом, применение на практике перечисленных подходов позволяет значительно упорядочить работу и учет объектов интеллектуальной собственности, создаваемых на предприятии; снизить процент ошибок при их оценке; повысить эффективность их использования при выпуске конверсионной продукции; стимулировать персонал и, прежде всего, молодых специалистов, на поиск новых технических решений на уровне изобретений.

Для получения наибольшей экономической выгоды для предприятия при реализации новейших технологий в условиях ограниченных финансовых возможностей необходимо решение двух задач.
Во-первых, должна быть обеспечена реализация только конкурентоспособных технических решений и технологий, освоение которых может дать наибольший и выгодный результат как в экономическом, так и в социальном плане.
В основу отбора перспективных в инновационном плане объектов интеллектуальной собственности должен быть заложен критерий коммерциализации и коммерческого успеха новой технологии как один из основных. Для оценки технического уровня разработок необходимо использовать ресурсы патентного ведомства и применять систему патентно-информационного обеспечения как инструмент планирования и разработки инновационных стратегий.
Вторая задача – привлечение инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое высокотехнологичное производство, в том числе на основе различных форм долевого и частичного участия в финансировании научно-технической и инновационной деятельности.
Возможность привлечения инвесторов для участия в финансировании промышленного освоения новейших технологий напрямую зависит от установления прав на использование результатов научно-технической деятельности.

Опыт научно-технической политики других государств, в частности США, свидетельствует, что широкомасштабные инвестиции со стороны негосударственных структур в промышленное освоение разработок возможны только при проведении правовых норм, согласно которым негосударственные структуры, участвующие в финансировании, могут получать исключительные права на результаты научно-технической деятельности.
Совершенствование режима коммерческой тайны на предприятиях происходит в рамках, разработанных и утвержденных инструкций, которые опираются на опыт предыдущих лет, когда основным подходом к решению данного вопроса был режим секретности. Однако время показало, что даже такой способ сохранения технических секретов не может обеспечить утечку информации, а во вторых, тормозит процесс использования научно-технического потенциала предприятиями ОПК для освоения выпуска новой продукции, развития международных интеграционных процессов. Поэтому в настоящее время получают свое развитие новые формы и методы сохранения коммерческой тайны, основанные, прежде всего, на правовых и экономических аспектах.

Подводя некоторые итоги вышесказанного, следует отметить, что стоимость незащищенной интеллектуальной собственности гораздо ниже, чем защищенной. К тому же необходимо иметь в виду, что охрана прав является необходимым условием утверждения монополии владельца интеллектуальной собственности и продукции, производимой с ее использованием. Любые коммерчески ценные идеи чего-то стоят лишь тогда, когда надежно защищены.

Другие материалы из раздела Менеджмент
Предыдущее:Законы и принципы в принятии управленческих решений на предприятиях
Следующее: Особенности применения анализа "слепых зон" при разработке механизма управления предприятиями
Лучшее по просмотрам:Виды и формы менеджмента
ПОРТАЛ
 
EKportal 2008-2024 (C)
Перепечатка материалов сайта возможна только с письменного разрешения администрации и указания гиперссылки на наш ресурс. Подробности здесь.