Таблица 1 - Классификация целей функционирования предприятия
Классификационный признак |
Цели предприятия |
По видам деятельности |
Экономические, социальные, экологические |
По направленности на удовлетворение требований заинтересованных групп |
Цели, направленные на удовлетворение требований собственников; потребителей работников; кредиторов, инвесторов государства и местного сообщества; общества в целом и т.п. Компромиссные цели |
По отношению к уровню управления |
Цели предприятия в целом, цели подразделений, цели субподразделений, цели рабочих мест |
Функциональная принадлежность |
Научно-технические, маркетинговые, производственные, кадровые, финансовые, административные |
Уровень в иерархии планирования |
Стратегические Тактические Оперативные |
Горизонт планирования |
Долгосрочные Среднесрочные Краткосрочные |
Реальность осуществления |
Предназначенные для реальной реализации и декларативные (предназначенные для общественности) |
Приоритетность |
Особо приоритетные, приоритетные, прочие |
Повторяемость |
Повторяющиеся, разовые |
Состав целей и ранжирование их по приоритетам не одинаковы на разных предприятиях. Усиление влияния той или иной заинтересованной группы, уровень ее мотивационного класса, а также другие факторы внутренней и внешней среды существенно влияют на цели предприятия.
С определенной долей упрощения цели предпринимательской деятельности можно представить в виде пирамиды, отраженной на рисунке 1.
В основе иерархии целей коммерческого предприятия лежит прибыль. Пока данная цель не достигнута, другие цели отодвигаются на второй план. В связи с этим, для отечественных предприятий, ведущих убыточную деятельность, по прежнему приоритетной целью деятельности является получение прибыли (причем не бухгалтерской, а экономической). В то же время данные предприятия обязаны соблюдать интересы и потребителей, и наемных работников, и кредиторов, и общества в целом в минимально необходимом для функционирования предприятия объеме, который, как правило, оговаривается в правовых документах.
После того, как проблема получения краткосрочной прибыли решена, на первое место выдвигаются цели, связанные с обеспечением финансовой устойчивости функционирования предприятия. Если потребности и в прибыльности, и в обеспечении финансовой устойчивости удовлетворены, они утрачивают свою доминирующую роль и предприятия концентрируют свое внимание на экономическом росте. Важным фактором экономического роста является создание, расширение и развитие клиентской базы. Таким образом, «создание потребителя» является не самоцелью, а «средством» реализации целей, обеспечивающих экономических рост в будущем. На высших уровнях развития крупные успешно функционирующие предприятия в качестве приоритетных целей функционирования объявляют удовлетворение потребностей трудового коллектива и общества в целом, активно финансируя программы, направленные на сохранение окружающей среды, социальное обеспечение работников, осуществление благотворительной деятельности.
Приоритетные цели функционирования предприятия оказывают существенное влияние на содержание и методы планирования его деятельности. В связи с этим, в зависимости от целевой ориентации можно выделить пять моделей планирования: модель максимизации прибыли, модель максимизации объема продаж, модель максимизации экономического роста, стоимостно-ориентированное планирование и модель планирования заинтересованных лиц (акционеров и т.п.). Их основные харктеристики приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Целевые модели планирования предпринимательской деятельности
Модели планировани |
Главная цель |
Важнейшие плановыепоказатели |
Модель максимизации прибыли |
Максимизация прибыли |
Операционная прибыль Себестоимость Выручка Чистая прибыль |
Модель максимизации дохода от продаж |
Максимизации дохода от продаж |
Рост объемов продаж и выручки Рост доли рынка. Показатели рентабельности |
Модель экономического роста |
Максимизации экономического роста |
Рост активов Коэффициент устойчивого роста Свободный денежный поток Финансовый цикл |
Стоимостно-ориентированное планирование |
Максимизация стоимости компании |
Рыночная добавленная стоимость или рыночная стоимость собственного капитала.Экономическая добавленная стоимость |
Модель планирования заинтересованных лиц |
Сбалансированное удовлетворение требований заинтересованных групп |
Показатели удовлетворенности заинтересованных сторон: собственников, потребителей, работников и т.д. |
Требования к формированию целей предпринимательской деятельности следующие: учет требований заинтересованных сторон, конкретность, множественность, иерархичность, согласованность, документальное оформление, использование глагольных оборотов, определение не более 4-5 стратегических целей.
Другие материалы из раздела Предпринимательство
Предыдущее: | Совершенствование планирования предпринимательской деятельности в России |
Следующее: | |
Лучшее по просмотрам: | Сущность и виды предпринимательской деятельности В России |