EKportal.ru // СТАТЬИ // Предпринимательство // Цели предпринимательской деятельностиКонтактыКарта сайтаВход
EKportal.ru
EKportal.ru - Информационный сайт по экономике
ЭКОНОМИКА
Цели предпринимательской деятельности

Автор: EKP stat
Дата: 2011-10-06 21:44
Цели предприятия обычно трактуются как желаемые результаты функционирования предприятия в будущем. Результаты деятельности предприятия можно рассматривать в различных аспектах. Например, производственным результатом функционирования предприятия является выпуск определенного количества продукции, финансовым результатом - прибыль,  инновационным – создание нового вида продукции и так далее. В связи с этим в отношении предприятия следует говорить не об одной цели его функционирования, а о системе целей.  Данная система имеет иерархическую структуру, которая зависит от организационной структуры предприятия и в тоже время оказывает влияние на последнюю.  Классификация целей функционирования предприятия представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Классификация целей функционирования предприятия

Классификационный признак

Цели предприятия

По видам деятельности

Экономические, социальные, экологические

По направленности на удовлетворение  требований заинтересованных групп

Цели, направленные на удовлетворение требований

собственников; потребителей

работников; кредиторов, инвесторов

государства и местного сообщества; общества в целом и т.п.

Компромиссные цели

По отношению к уровню управления

Цели предприятия в целом,

цели подразделений,

цели субподразделений,

цели рабочих мест

Функциональная принадлежность

Научно-технические, маркетинговые, производственные, кадровые, финансовые, административные

Уровень в иерархии планирования

Стратегические

Тактические

Оперативные

Горизонт планирования

Долгосрочные

Среднесрочные

Краткосрочные

Реальность осуществления

Предназначенные для реальной реализации и декларативные (предназначенные для общественности)

Приоритетность

Особо приоритетные, приоритетные, прочие

Повторяемость

Повторяющиеся, разовые


Состав целей и ранжирование их по приоритетам не одинаковы на разных предприятиях. Усиление влияния той или иной заинтересованной группы, уровень ее мотивационного класса, а также другие факторы внутренней и внешней среды  существенно влияют на цели предприятия.
С определенной долей упрощения цели предпринимательской деятельности можно представить в виде пирамиды, отраженной на рисунке 1.


В основе иерархии целей коммерческого предприятия лежит прибыль. Пока данная цель не достигнута, другие цели отодвигаются на второй план. В связи с этим, для отечественных предприятий, ведущих убыточную деятельность, по прежнему приоритетной целью деятельности является  получение прибыли (причем не бухгалтерской, а экономической). В то же время данные предприятия обязаны соблюдать интересы и потребителей, и наемных работников, и кредиторов, и общества в целом в минимально необходимом для функционирования предприятия объеме, который, как правило, оговаривается в правовых документах.

После того, как проблема получения краткосрочной прибыли решена, на первое место выдвигаются цели, связанные с обеспечением финансовой устойчивости функционирования предприятия. Если потребности и в прибыльности, и в обеспечении финансовой устойчивости удовлетворены, они утрачивают свою доминирующую роль и предприятия концентрируют свое внимание на экономическом росте. Важным фактором экономического роста является создание, расширение и развитие клиентской базы. Таким образом, «создание потребителя» является не самоцелью, а «средством» реализации целей, обеспечивающих экономических рост в будущем. На высших уровнях развития крупные успешно функционирующие предприятия в качестве приоритетных целей функционирования объявляют удовлетворение потребностей трудового коллектива и общества в целом, активно финансируя программы, направленные на сохранение окружающей среды, социальное обеспечение работников, осуществление благотворительной деятельности.

Приоритетные цели функционирования предприятия оказывают существенное влияние на содержание и методы планирования его деятельности. В связи с этим, в зависимости от целевой ориентации можно выделить пять моделей планирования: модель максимизации прибыли, модель максимизации объема продаж, модель максимизации экономического роста, стоимостно-ориентированное планирование и  модель планирования заинтересованных лиц (акционеров и т.п.). Их основные харктеристики приведены в таблице 2.

Таблица 2 -  Целевые модели планирования предпринимательской деятельности

Модели планировани

Главная цель

Важнейшие плановыепоказатели

Модель максимизации прибыли

Максимизация прибыли

Операционная прибыль

Себестоимость

Выручка

Чистая прибыль

Модель максимизации дохода от продаж

Максимизации дохода от продаж

Рост объемов продаж и выручки

Рост доли рынка.

Показатели рентабельности

Модель экономического роста

Максимизации экономического роста

Рост активов

Коэффициент устойчивого роста

Свободный денежный поток

Финансовый цикл

Стоимостно-ориентированное планирование

Максимизация стоимости компании

Рыночная добавленная стоимость или рыночная стоимость собственного капитала.Экономическая добавленная стоимость

Модель планирования заинтересованных лиц

Сбалансированное удовлетворение требований заинтересованных групп

Показатели удовлетворенности заинтересованных сторон: собственников, потребителей, работников и т.д.


Требования к формированию целей предпринимательской деятельности следующие: учет требований заинтересованных сторон, конкретность, множественность, иерархичность, согласованность, документальное оформление, использование глагольных оборотов, определение не более 4-5 стратегических целей.


Другие материалы из раздела Предпринимательство
Предыдущее:Совершенствование планирования предпринимательской деятельности в России
Следующее:
Лучшее по просмотрам:Сущность и виды предпринимательской деятельности В России
ПОРТАЛ
 
EKportal 2008-2024 (C)
Перепечатка материалов сайта возможна только с письменного разрешения администрации и указания гиперссылки на наш ресурс. Подробности здесь.