EKportal.ru // СТАТЬИ // Другое // Характер организационных связей внутри научно-производственного кластераКонтактыКарта сайтаВход
EKportal.ru
EKportal.ru - Информационный сайт по экономике
ЭКОНОМИКА
Характер организационных связей внутри научно-производственного кластера

Автор: Помитов С. А.
Дата: 2011-06-05 21:58
На современном этапе развития мировой экономики одним из факторов, формирующим устойчивые конкурентные преимущества региона и его предприятий является создание конкурентоспособных кластеров, т.е. группы взаимосвязанных фирм и институтов, позволяющих использовать регион в качестве уникальной агломерационной среды, повышающей как эффективность каждого участника, так и его устойчивость в рамках современной сетевой экономической многоуровневой структуры. При этом все члены кластера полностью сохраняют самостоятельность при ведении бизнеса (производственные предприятия) или при осуществлении государственной деятельности (вузы, госструктуры). Это принципиально отличают кластер от интегрированных структур, сформированных на основе объединения капитала, таких как холдинги, картели, финансово-промышленные группы.

Характерными особенностями кластеров являются:
  • наличие крупного предприятия - лидера, определяющего долговременную хозяйственную, инновационную и иную стратегию кластера в целом;
  • территориальная локализация основной массы предприятий - участников кластера;
  • устойчивость и доминирующее значение хозяйственных связей между предприятиями;
  • долговременная координация взаимодействия участников системы в рамках основных систем управления, производственных программ, инновационных процессов; контроля качества и пр.
Возможная структура кластера может выглядеть следующим образом [1] (см. рисунок 1).

 

Для изучения связей и отношений внутри кластера исследователи рекомендуют проводить его анализ (кластеризацию). Она заключается в выделении в кластере подкластеров (как правило, по региональному принципу или по специализации) и последующем составлении карты кластера.
Для целей настоящего исследования примем условный кластер, включающий в себя 4 группы подкластеров, выделенных исходя из вида деятельности субъекта хозяйствования. При этом каждый подкластер может включать в себя ряд более мелких подподкластеров, отношения в которых аналогичны. Карта условного кластера, расположенного в нескольких регионах, представлена на рисунке 2.
 

Следует отметить, что определение географических границ кластера необходимо в силу нескольких причин. Во-первых, законодательство нередко различно в разных регионах. Особенно это важно в случае различия налоговых, административных, таможенных и гражданско-правовых норм. Во-вторых, установление границ кластера позволяет четко установить какими ключевыми факторами успеха обладают отдельные его участники. В-третьих, карта кластера позволяет уяснить косвенных участников кластера, т.е. те структуры, которые напрямую не задействованы в создании продукта кластера, но призваны создавать нормальные условия его функционирования. И, наконец,в-четвертых, на основе карты можно наглядно определить территориальную концентрацию (либо разобщенность) кластера.

Между участниками кластера могут складываться различные отношения, нередко разнонаправленные. Предлагается все отношения внутри кластера в зависимости от направленности взаимодействия разделить на отношения сотрудничества и отношения конкуренции. При этом каждая группа внутри себя содержит несколько подвидов.

Конкурентные отношения могут существовать как внутри кластера, так и в отношении не входящих в него субъектов хозяйствования. Внешняя конкуренция проявляется в том, что кластер «ведет борьбу» за потребителя на рынке, соперничая с другими кластерами и отдельными предприятиями.
Конкуренция внутри кластера является его неотъемлемой специфической чертой, одним из важнейших условий ее развития. Она вызвана тем, что любой кластер содержит в себе несколько предприятий, производящих аналогичную продукцию или оказывающих одинаковые услуги. Внутрикластерные конкурентные связи, в свою очередь, могут строиться по одной из двух схем – мягкая либо жёсткая конкуренция [2].

Понятие «жёсткой» конкуренции опирается конкурентоспособность участника и выражается в соперничестве нескольких разнотипных предприятий за выбор участника-покупателя в свою пользу. Примером такой конкуренции может служить борьба входящих в кластер научно-исследовательского института  и конструкторского бюро за выполнение государственного заказа по подготовке технологической документации и изготовлению опытного образца.

Другим основанием для возникновения «жёсткой конкуренции» является ограниченность ресурсов. Это влечёт борьбу между различными участниками (как разнородными, так и однотипными) за дополнительное финансирование, предоставление государственных гарантий и льгот, субсидирование и т.п. Например, научно-исследовательские предприятия и образовательные учреждения зачастую конкурируют за получение грантов на проведение исследований.

«Мягкая» или внутренняя конкуренция в кластере является одним из важнейших условий ее развития [1]. Она представляет собой соперничество между структурными подразделениями однотипных компаний. Соперничество заключается в их различном расположении и ассортименте предоставляемых услуг. Также учитывается фактор личного мнения потребителей о предприятии и о качестве предоставляемых услуг [2]. В качестве примера мягкой конкуренции можно привести соперничество двух образовательных организаций за привлечение высококвалифицированных специалистов.

Отношения сотрудничества целесообразно рассматривать через призму кооперационных связей и интегративных процессов, обеспечивающих в конечном итоге синергетический эффект кластера. Они возникают по причине существования внутри кластера нескольких предприятий, предметом деятельности которых являются отдельные продукция и услуги, дополняющие друг друга при создании конечной продукции. Данные связи многообразны и различны в зависимости от специфики деятельности кластера и его размера. Однако можно выделить несколько наиболее распространенных видов отношений взаимодействия. Они представлены в таблице.

Таблица - Возможные партнерские связи внутри кластера

Участники взаимодействия

Характер связи

1. Научно-исследовательские предприятия

2. Промышленные предприятия

3. Предприятия среднего и малого бизнеса

Проведение научных разработок, изготовление опытных образцов, участие в совершенствовании организации производства, предоставление оборудования

1. Образовательные учреждения

2. Промышленные предприятия

3. Предприятия среднего и малого бизнеса

Подготовка специалистов для конкретного предприятия, научно-методические разработки

1. Предприятия среднего и малого бизнеса

2. Промышленные предприятия

Совместное проведение мероприятий ФОССТИС, финансирование проектов, страхование рисков, осуществление сервиса оборудования


В конце статьи хотелось бы отметить, что описанные отношения внутри кластера являются типовыми, их специфика определяется характерными чертами самого кластера и зависит от множества факторов. Кроме того, особенностью этих связей является то, что они не всегда бывают прямыми, и зачастую на первый взгляд трудно определить, в чем связь между тем или иным предприятием, функционирующих в разных видах деятельности. В таких случаях речь идет о "косвенных" связях, которые происходят за счет вмешательства третьих лиц. Однако установление и четкое описание всех явных и косвенных связей является неотъемлемой частью процесса проектирования кластера, от которой зависит, в конечном итоге, его конкурентоспособность и эффективность.

Литература

1. Прохорова Н.Г. Кластеры в национальной экономике // «Экономика региона», № 18, декабрь 2007 г.
2. Арутюнов Ю.А. Формирование региональной инновационной системы на основе кластерной модели экономики региона / Ю.А. Арутюнов // rustm.net/catalog/rubric/45.html.


Другие материалы из раздела Другое
Предыдущее:Создание добавленной ценности как одна из целей функционирования рыночно-ориентированной организации
Следующее: Организационно-экономическое моделирование конкурентоспособности интегрированных производственных структур
Лучшее по просмотрам:Методы трансфертного ценообразования: условия и проблемы применения
ПОРТАЛ
 
EKportal 2008-2024 (C)
Перепечатка материалов сайта возможна только с письменного разрешения администрации и указания гиперссылки на наш ресурс. Подробности здесь.